Сообщество христианских библиотек Четверг, 18.04.2024, 04:18
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Категории каталога
Документация [2]
Проблемы ведения библиотек [2]
Христианское образование [0]
Обзоры книжных новинок [0]

Наш опрос
Какие бы виды деятельности вам были интересны во время конференции?
Всего ответов: 8

Начало » Статьи » Проблемы ведения библиотек

Христианская библиотека с нуля
ХРИСТИАНСКАЯ БИБЛИОТЕКА С НУЛЯ ИЛИ КАК ПРЕВРАТИТЬ ГРУДУ КНИГ В БИБЛИОТЕКУ
(советы начинающему библиотекарю)

Эта статья предназначена для тех, кто делает самые первые шаги в библиотечном деле. Говорят, что библиотекарство – это целая наука, которую изучают пять лет в институте, и в которой люди защищают ученые степени. Наверное, это так. Но здесь мы поговорим о самом элементарном. О том, с чего начать тому брату или сестре, кто взялся организовать библиотеку при церкви, воскресной школе или семинарии. Мы не будем углубляться в профессиональные тонкости, а сосредоточимся на практических шагах, позволяющих превратить хаотичный набор книг в организованную коллекцию, в которой легко найти то, что нужно, и в которой книги начинают приносить пользу, регулярно находя своих читателей. Для более серьезного изучения данного библиотекарского дела я рекомендую книгу «Богословская библиотека: основы организации, классификации, каталогизации» (Сост. Л.А. Голодецкий. - Одесса: Богомыслие, 1994. - 110с.), которую не так уж и сложно найти в христианских книжных магазинах.
Итак, предположим, что вам (как и мне в свое время) поручили организовать библиотеку. Скорее всего, перед вами уже лежит энное количество самых разнообразных книжек, накопленных за долгие годы или подаренные к открытию вашей организации. Возможно, вам уже купили полки или, по крайней мере, освободили один из шкафов, где будет помещаться коллекция книг. Если это не так, то читать дальше не имеет смысла, до тех пор, пока вы не объясните начальствующим, что для библиотеки требуется хотя бы минимальное пространство. Также не плохо бы иметь стол, который можно оборудовать под рабочее место библиотекаря. Вопросы материального обеспечения библиотеки довольно щепетильны и решаются, как правило, не библиотекарями. Поэтому мы не будем на них останавливаться. Обсудим лучше, что делать, после того, как они более или менее улажены.
Следующие три простых шага позволяют создать библиотеку быстро и легко.
Шаг 1. Расстановка книг в определенном порядке.
Шаг 2. Обработка книг.
Шаг 3. Организация выдачи книг читателям.

Рассмотрим каждый из этих шагов подробнее.

Шаг1. Приведение книг в порядок.

Без строгой организации любая коллекция книг ничем не лучше склада макулатуры. В библиотеке каждая книга находится на своем месте, поэтому читателю всегда легко найти то, что ему нужно. Именно в организации порядка расстановки и заключается смысл создания библиотеки. Поэтому первое, что нам следует и сделать – это расставить книги по порядку. Но каков должен быть этот порядок?
Конечно, каждый библиотекарь может сам придумать ту или иную систему расположения книг. Например, сборники проповедей можно сложить на нижнюю полку, детские книги поставить чуть повыше, а подшивки журналов запихнуть на самый верх. Кстати для совсем маленьких библиотек может это и имеет смысл. Однако если ваша библиотека содержит сотни или даже тысячи экземпляров, так поступать ни в коем случае не следует. С самого начала надо стремиться, чтобы новая библиотека соответствовала общепринятым стандартам, что обеспечит ей стабильность и облегчит ваш труд. А стандарты требуют соблюдения следующих правил: сначала располагаем книги по разделам в соответствии с одной из общепринятый систем каталогизации, а потом, внутри каждого раздела расстанавливаем книги в алфавитном порядке по фамилии автора или названию. В результате каждая книга получает свое место на полке. Это место обозначается так называемым «расстановочным шифром» или «шифром хранения», который записывается в виде дроби: сверху – номер раздела, внизу – место внутри раздела. Например, 230/К45 означает, что книга стоит в разделе 230 (систематическое богословие) в подразделе книг на «К» на 45 позиции.
Одной из сложностей, с которой я встретился в самом начале своей библиотекарской карьеры, был выбор системы каталогизации. Дело в том, что в большинстве библиотек на постсоветском пространстве книги стоят по системе Библиотечно-Библиографической Классификации (ББК). ББК была разработана еще в Советском Союзе и по понятным причинам религия в ней находится в загоне: для книг христианского содержания почти не предусмотрено разделов. Поэтому для христианской библиотеки данная система классификации книг никак не подходит. Самым оптимальным вариантом для нас, безусловно, является Десятичная Классификация Дьюи (Дьюи – это известный американский философ, автор данной системы). В этой классификации христианству отводится десять процентов всех разделов с 200 по 300 номера (из тысячи возможных). Так что библиотекарю предоставляется возможность достаточно точно распределить книги по темам. Вот, например, некоторые разделы из классификации Дьюи.
220 Библия. Общие вопросы
221 Ветхий Завет
222 Исторические книги Ветхого Завета
223 Поэтические книги Ветхого Завета
224 Пророческие книги Ветхого Завета
225 Новый Завет
226 Евангелие и деяния Апостолов
227 Апостольские послания
228 Откровение (Апокалипсис)
229 Апокрифы и псевдоэпиграфы

Мы видим, что каждая последующая цифра сужает тему: 200 – религия, 220 – Библия, 22* - конкретный раздел Библии. Если даже и этих разделов мало, то после основного числа ставят запятую и продолжают деление. Например, 225,1 – подлинность и первоисточники Нового Завета; 225,12 – канон Нового Завета, и.т.д. Во всей полноте эта система описана в многотомных изданиях, но для большинства библейских библиотекарей достаточно описания в рекомендованной выше книге. До третьего уровня деления эта система представлена здесь.
Итак, это то, что касается верхнего числа шифра хранения. Нижнее же значение, называемое «авторский знак», определяется по фамилии автора или по названию, если у книги нет автора (редакторы, составители или переводчики авторами не считаются). Так «Толстой» получит значение Т52, «Фалкович» - Ф19, «Библия» - Б59. Буква в данных примерах, это первая буква определяющего слова, а цифры после буквы вычисляются с помощью специальных таблиц. Надо сказать, что эти таблицы являются библиографической редкостью, поскольку они востребованы только немногими специалистами. Часто, хотя и не всегда, авторский знак проставляют сами издатели на обратной стороне титульного листа. Если вам кажется затруднительным каждый раз вычислять авторский знак, можно поступить проще. Поставьте просто три (или более) начальные буквы: Толстой –ТОЛ, Фалкович – ФАЛ, Библия – БИБ. Это не очень стандартно, но вполне приемлемо, особенно для относительно небольших библиотек.
Выбрать систему расстановки - это уже полдела. Дальше мы придерживаемся такого плана:
а. Размечаем разделы на полках.
б. Сортируем книги по разделам и ставим их на соответствующее место.
в. В каждом разделе сортируем книги по алфавиту.
В результате выполнения первого шага наша библиотека приходит в порядок. Теперь нам этот порядок нужно зафиксировать, а заодно и описать его так, чтобы любой мог легко в нем сориентироваться. Для этого мы переходим ко второму шагу.

Шаг 2. Обработка книг.

Итак, в результате выполнения предыдущего шага книги выстроились в ряд и ждут момента, чтобы стать полезными читателям. Однако просто вселить книги мало. Их надо еще и прописать или, на библиотечном жаргоне, оформить. Книга регистрируется, по крайней мере, в трех инстанциях: в книге инвентарного учета, в алфавитном каталоге и в систематическом каталоге. В старинные времена, когда еще не было компьютеров, для ведения полного учета было необходимо тратить много бумаги. Сейчас и инвентарный учет, и каталоги можно реализовать виртуально, внутри компьютерной программы. Однако в любом случае нужно иметь в голове все эти три инстанции. Поэтому предположим, что компьютер еще не изобретен и посмотрим, как устраивается учет книги дедовскими методами.
Сначала нам нужно все приготовить для того, чтобы можно было развести нашу библиотечную бюрократию.
Во-первых, заводим гроссбух, куда будем записывать книги в порядке их поступления. Их номер в данной книге – это «инвентарный номер», очень важное число, поскольку по нему мы идентифицируем каждую отдельную книгу, даже если у нас имеется более одного экземпляра данного издания.
Во-вторых, приобретаем два набора ящиков, заполненных карточками (они продаются в библиотечных коллекторах, хотя их можно изготовить и самостоятельно). Это будут наши алфавитный и систематический каталог. Карточки, содержащие информацию о книгах, там будут одинаковые. Только располагаться они будут по разному
Систематический каталог – это набор карточек, расставленных в том же порядке, что и книги на полках, т.е. сначала по разделам, а потом по алфавиту в каждом разделе. По существу, систематический каталог – это миниатюрная модель вашей библиотеки, где книги заменены карточками.
В алфавитном каталоге карточки упорядочены по алфавиту вне зависимости от раздела классификации. Такой каталог нужен для того, чтобы найти конкретную книгу (ищем карточку по фамилии автора или по названию и стразу получаем шифр хранения - адрес книги на полке).

Итак, преступим к оформлению книги:
а) Берем с полки все книги очередного раздела и складываем их перед собой стопкой;
б) Каждую книгу заносим в инвентарный список.
в) В книгу ставим штамп библиотеки (или печать церкви, или еще какой-нибудь опознавательный знак, который говорит, что книга принадлежит вашей библиотеке). В русской библиотечной традиции штамп ставят на титульный лист и на 17 страницу книги.
г) На титульном листе книги выписываем
- инвентарный номер;
- шифр хранения (обычно в верхнем левом или правом углу).
д) Заполняем две карточки на каждую книгу и ставим их: один - в алфавитный, другой- в систематический каталоги.

О том, как заполнять карточки, следует сказать особо.
В карточки должны быть внесены следующие сведения:
- шифр хранения;
- автор (если есть);
- редакторы, составители, переводчики (если надо);
- название книги (лучше вписывать полное название, как на титульном листе);
- сведения об издании: издательство, город, год издания;
- сведения о переиздании (иногда);
- сведения о серии, в которой издается книга;
- количество страниц;
- ISBN (международный номер книги, он есть только у книг, выпущенных в последние 30 лет; всегда вносите этот параметр в описание книги)
- цена
- инвентарный номер.

Вот пример оформления карточки:

210
П67

Полкинхорн Дж.

Наука и богословие. Введение. - Москва: ББИ св. апостола Андрея, 2006. - (Богословие и наука).

- ISBN 5896470975: 41,40 р.

Инв номер: 45667

В карточку можно вносить и другие сведения: например, содержание, или аннотацию. Чем больше информации в карточке, тем легче читателю ориентироваться в каталоге.

После того, как вы везде книгу зарегистрировали и все в ней проставили, можно ставить книгу на место. Ваша библиотека практически готова к открытию.

Однако прежде чем перейти к следующему шагу, надо немного сказать о возможностях, которые библиотекарям подарил компьютерный век. Сегодня нам не обязательно корпеть над гроссбухами и карточками. Машина может сделать это за нас. Существует большое количество программ, предназначенных специально для организации библиотек. Одно только плохо: настоящие профессиональные программы стоят сотни и тысячи долларов. А те, что подешевле (или и вовсе бесплатные), те и поплоше. Выбирая их, библиотекарь рискует оказаться у разбитого корыта, после того, как он проделает грандиозную работу по вводу огромного количества книг в компьютер. Так что тут каждый должен сам для себя решать, как организовать компьютерное оснащение своей библиотеки.
Если ваша библиотека небольшая, то выходом может быть использование офисных программ типа Access или Excel. В них вы оформляете записи, как карточки, описанные выше, и получаете систематический и алфавитный каталог, а заодно и книгу инвентарного учета, в одном файле. Функция поиска делает возможным найти нужную книгу в каталоге за считанные секунды. По моим сведениям программы Access и Excel работают с файлами, содержащими до 20 000 записей.
Одно только предостережение:
КАК МОЖНО ЧАЩЕ И В НЕСКОЛЬКИХ ЭКЗЕМПЛЯРАХ ДЕЛАЙТЕ РЕЗЕРВНЫЕ КОПИИ ФАЙЛА, СОДЕРЖАЩЕГО БИБЛИОТЕЧНЫЙ КАТАЛОГ.

Шаг 3. Организация выдачи книг читателям.

После того, как вы организовали библиотечную коллекцию по всем правилам искусства, надо сделать так, чтобы библиотека работала, доставляя людям нужные книжки. Читатель в библиотеке – главный человек. Без него вся наша деятельность лишена смысла. В то же время, читатели больше всего причиняют библиотекарям неудобства: шумят, ломают порядок на полках, портят, а то и вообще не возвращают наши книги.
Организация книговыдачи – это очень важный пункт в развитии библиотеки. Единых правил для всех библиотек тут не существует. Я расскажу о трех способах учета книг, а уж вам решать, что выбрать.
Способ первый: совковый классический.
К каждой книги приклеивается кармашек, в который вкладывается формуляр: листочек бумаги, содержащий сведения о книге, и пространство, для внесения дат выдачи.
Когда читатель записывается в библиотеку, на него заводят формуляр читателя, который представляет собой книжечку с кармашком внутри, и сведениями о читателе снаружи.
Книговыдача происходит так: библиотекарь вынимает формуляры из книг и вкладывает их в кармашек формуляра читателя. После этого формуляр читателя ставиться в специальный ящик, разделенный по датам, в раздел даты предполагаемой сдачи книги. Читателю выдается листочек - «напоминатель» с проставленной датой возврата, которую вкладывают в один из кармашков взятых книг.
Этот способ очень громоздок. Он требует больших затрат бумаги и усилий библиотекарей. Тем не менее, он до сих пор очень распространен в районных библиотеках по всей России (наверное, и в странах СНГ).

Способ 2: тетрадочный кустарный.
На каждого читателя заводится тетрадь выдачи. В эту тетрадь вносятся сведения о взятых книжках. Например, туда можно записывать автора, название и инвентарный номер книги. Когда книгу сдают, эту запись просто вычеркивают. После выдачи книги тетрадь ставиться в начале стопки тетрадей всех читателей. Получается, чем дольше читатель не сдает книгу, тем дальше его тетрадь находится в стопке.
Этот способ часто применяется в маленьких библиотеках «для своих». Если у вас много читателей, то он будет пробуксовывать: стопка станет очень большой, вы начнете в ней путаться, терять книги и читателей. Для больших библиотека этот способ явно не годится.

Способ 3: электронно-продвинутый.
На самом деле это и не способ даже, а идея того, что учетом книговыдачи должны заниматься не вы, а ваш компьютер.
В любой библиотечной программе предусмотрен модуль книговыдачи. Если вы используете самодельные файлы в Access или Excel, то и тут автоматизировать книговыдачу не составляет труда. Просто введите в строчки учета раздел "выдача", куда вы будете проставлять идентификатор читателя и инвентарный номер выданной книги.
На мой взгляд именно этому способу (в смысле не через Акцесс, а вообще электронно-продвинутому) принадлежит будущее.

А.Попов Библиотека МБС ЕХБ

Категория: Проблемы ведения библиотек | Добавил: libnet (02.04.2007) | Автор: Alexander
Просмотров: 2086 | Комментарии: 5 | Рейтинг: 5.0 |

Всего комментариев: 1
1 администратор  
0
пишите здесь. мне придет письмо. на всякий случай объявление. Похоже, что это сайт переезжает на http://eatla.org/. Тут будет стоять редиректор.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа

Поиск по каталогу

Друзья сайта

Статистика

Copyright MyCorp © 2006Бесплатный хостинг uCoz